[AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


next up previous
Next: About this document

Искусство слушателя
(ненавязчивые советы)

В.М.Липунов
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Государственный астрономический ин-т им. П.К.Штернберга

Студенты часто бывают на лекциях и семинарах. Дорогие господа-товарищи, поговорим сегодня о том, как сделать эту часть жизни человека приятнее.

И так, что есть такое лекция? Лекция - это когда один индивидуум (назовем для определенности его лектором) говорит долго, а остальные, далее именуемые слушателями, студентами, и также господами и товарищами, сидят на расстоянии прямой видимости и иногда делают вид, что они чего-то непоняли, создавая впечатление, будто они слушают лекцию. В лекционном процессе, во всяком случае, в его идеальном варианте, предполагается передача знаний от лектора к аудитории.

Таким образом, необходимыми условиями осуществления лекции являются наличие лектора, по крайней мере одного слушателя и, собственно, самого предмета лекции.

Отсюда - фантастическое разнообразие возможных вариантов и комбинаций: во-первых, дисциплины бывают разные, во-вторых, слушатели и, в третьих, сами лекторы. Невозможно охватить весь спектр, поэтому сегодня сконцетрируемся на преподавателях.

Лекторы бывают: а)умные и веселые; б)умные и скучные; в)глупые и скучные; и г)глупые и веселые. Первый и последний варианты наиболее предпочтительны, ибо ничто так не ценится в жизни, как весело проведенное время. А вот два остальных требуют определенной работы слушателя.

Однако, начнем с первого. Два часа, проведенные в компании заводилы-лектора, заметно улучшают обменные процессы в вашем организме. Но, если вам не до веселья (перед лекцией вы провели бессонную ночь, или у вас кончились деньги и последний завтрак уже напрочь забыт), вы можете попытаться испортить настроение этому весельчаку.

В случае а), умного и веселого, хорошо действует тактика вяло текущей шизофрении.

Умный лектор внимательно следит за реакцией публики и, заметив на вашем лице неопределенную блуждающую улыбку непуганного идиота, вначале задумается, а после второго-третьего удачного, по его мнению, пассажа, он придет в замешательство, а потом, я вас уверяю, от его спеси не останется и следа.

Случай глупого, невнимательного лектора уже не так прост. Но здесь на выручку всегда приходят товарищи по несчастью, чей дружный, с перемигиванием, хохот создает неповторимую атмосферу кинозала на просмотре фильма-розыгрыша, снятого скрытой кинокамерой.

Пойдем теперь дальше, в порядке возрастания сложности, к неприятному, противоестественному сочетанию ума и скуки в одном человеке.

Итак, перед вами философ, нигилист, неисправимый приверженец высоких и вечных принципов эклезиаста: все тлен и суета сует, кроме, конечно, самого предмета лекции. Принципы эти вам, молодому, начинающему только входить в безбрежный океан жизни человеку, глубоко отвратительны.

У вас - все впереди, тем более, ветхозаветные истины.

Увы, изображение на лице рабски преданного внимания, или, не дай Бог, любознательный блеск в глазах, или, упаси Бог, многозначительное затуманивание взгляда (часто и успешно применямое слушателями женского пола), абсолютно бесполезны.

Лектор неуклонно и монотонно гнет свою линию, или, как выражаются нынешние студенты, грузит. Но не отчаивайтесь. Постарайтесь сосредоточить свое внимание на деталях одежды лектора.

Полезно перед лекцией договориться с теми, кто сидит на первых партах, о совместных действиях.

Если вам повезет и лектор заметит ваши сосредоточенные взгляды, половина успеха обеспечена.

Следующая половина достигается за счет правильно выверенной тактики коллективного поведения - подобно ему самому, не отступайте от намеченного плана. Продолжайте его рассматривать так, будто он одел брюки задом на перед.

Потом: часть публики должна одновременно и многозначительно переглянуться, а другая - смущенно потупить очи. Эффект будет безусловный.

Лектор начнет незаметно (как ему кажется) осматривать себя сверху до низу, постепенно теряя нить повествования. Уверяю вас, через несколько минут вся его мрачная ученость совершенно сойдет на нет и вы в волю можете наслаждаться одержанной победой.

Вариант глупого и скучного лектора кажется безысходным.

Конечно, в данном случае можно вам только посочувствовать, но все-таки ситуация не столь и безнадежна.

Можно просто сесть в задний ряд и уснуть, желательно с открытами, горящими от жажды знаний, глазами.

Правда, остальная, не спящяя часть аудитории при этом оказывается почти в безвыходном положении: сужается круг действий и, соответствено, обедняется инструментарий. Например, чихание, ерзание или громкое покашливание, могущее разбудить задние спящие ряды и, возможно, даже их испугать при этом, представляются негуманными (не потому ли студентам часто снятся кошмары на лекциях?).

Во всех перечисленных случаях хорошо действуют следующие приемы. Лекторы склонны часто задавать один и тот же вопрос, все ли, мол, ясно. В этом положении наибольший эффект оказывает ответное гробовое молчание. Последовательное, многократное применение этого приема, меняет лектора на глазах, и он из категории а), умного и веселого, очень быстро переходит во все остальные.

Безусловный и хорошо закрепляемый эффект оказывают грязная исписанная доска, замусоленная тряпка и отсутствие мела. Но еще лучше, если доска чистая, но мел не пишет. Неплохо действует следующий простой прием: перед лекцией сотрите с доски, зароняя, тем самым, в наивную и чистую душу лектора неоправданные иллюзии, а в тряпку заверните большое количество мелких кусочков мела.

Уверяю вас, последний прием по своему благотворному действию приближается к такому безотказному средству, как громкое, беспричинное похихикивание посреди лекции.

В больших северных и южных физических аудиториях Московского университета успешно применяется хлопание дубовыми сиденьями посреди лекции.

При правильном примененении на практике изложенных выше рецептов могут быть получены неплохие результаты. Однако, применять их следует избирательно и дозированно, и без злоупотребления.

Лекторы тоже люди и, иногда, со странностями.

Не следует забывать, что во всяком лекторе где-то внутри заложена мина замедленного действия, ведь он - потенциальный экзаменатор, и весь его потенциал, накопленный в процессе семестрового общения с вами, в одно прекрасное зимнее или летнее утро может перейти в кинетическую энергию падающего тридцати-тонного пресса, с соответствующими вытекающими последствиями.

Так что, соблюдайте осторожность и ... успехов в учебе, господа-товарищи!





Lipunov V.M.
Sat Sep 26 15:13:34 MSD 1998