НОВЫЕ ДЕНЬГИ "Господи, как скучно мы живем, мы перестали делать счастливые глупости". Вот признайтесь, давно ли вам приходило в голову нарисовать новые деньги? А вот Леониду Парфенову пришло. И не просто пришло, а захотелось свои нарисованные деньги сделать общенародным достоянием. То есть узаконить. Что его на это сподвигло? Наверное, ошибся и рассчитался 50-тысячной вместо 5-тысячной. А главное, как часто бывает в таких случаях, стало за державу обидно. И есть от чего. Нам неудобно об этом говорить, но сами банкиры не помнят, что же такое там изображено на наших деньгах. А как же присоединение к 8 статье МВФ и неумолимо грядущая конвертируемость рубля? Чем будем удивлять мир? Мы ничего не имеем против "моста в Красноярске" (нынешняя пятитысячная купюра) нлн "скал у Владивостока" (однотысячная), но, если нам не изменяет память, у нас есть что-то еще. Итак, журнал "Деньги" представляет проект ЛЕОНИДА ПАРФЕНОВА "Новые деньги".


(От автора)
Этот текст - попытка совместить стили статьи для каталога и докладной записки на Старую площадь (имеется в виду традиция, а не почтовый адрес). И совместить понятия "проект" как художественная акция и "проект" как предложение, по поводу которого "выносится решение принять за основу".

О проекте впервые говорилось два с половиной года назад в комментарии программы "Намедни" по поводу введения десятитысячных купюр нового образца. Те десятитысячные успели стать старыми, что является дополнительным аргументом в пользу проекта.

I.

Вид наших денег не устраивает никого. Самые распространенные оценки - от раздумчивой "какой-то несерьезный вид" до категоричной "просто фантики" при поминании добрым словом советских ассигнаций, выглядевших "настоящими". Попытки повторения их изобразительного ряда на купюрах эмиссии 1993 года оказались жалким подражанием. Вообще, виды Кремля на банкнотах слишком прочно связаны с образом СССР, чтобы их в ближайшее время можно было использовать в качестве главной российской символики. Еще более неудачным представляется изображение скал и ГЭС на купюрах 1995 года. К тому же на них вновь воспроизведен ощипанный двуглавый орел (полумера времен поиска замены серпу и молоту) - даже если его посчитать эмблемой Центробанка (?!), то таковая не может быть профанацией официального государственного герба страны.

Параллельное существование двух образцов всех тысячных банкнот приводит к путанице при расчетах. Российские ассигнации неузнаваемы; в виде монет все еще имеют хождение десятки и даже единицы рублей, ценность которых сейчас составляет тысячные доли советской копейки. Необходимость упорядочивания системы дензнаков столь очевидна, что нынешний хаос порой кажется устроенным умышленно перед принятием каких-то кардинальных мер. По прежнему опыту наиболее вероятными выглядят либо хрущевская деноминация (зачеркивание нулей - видимо, трех) либо павловско-геращенковский обмен (прекращение хождения сравнительно старых банкнот при срочном обмене их на сравнительно новые). Во втором случае представляется оправданной отмена всех нынешних металлических денег за ненадобностью и превращение в монеты ста, двухсот и пятисот рублей.

Но проведение той или другой реформы (или непроведение никакой) не отменяет задачи создания новых российских ассигнаций, могущих претендовать на продолжительный срок хождения.

Главный фактор, актуализирующий проект, - создание Россией своей новой державности. Сравнительная стабильность рубля и превращение его в почти "твердоконвертируемую валюту", то есть в настоящие деньги - в числе источников нынешнего чувства национальной гордости. С началом котировок рубля на биржах Польши и Финляндии начинается выход российской валюты в мир. России пора иметь достойные деньги, являющиеся подлинным атрибутом государственности.

Проект Новые Деньги предполагает - при сохранении нынешнего размера основных тысячных купюр (150 х 65 мм; советские были гораздо меньше - 100 х 50 мм) и восстановлении ставших традиционными легко различимых цветов советских банкнот эмиссии 1961 года, создание образцов новых бумажных дензнаков с портретами великих россиян.

II.

Практически всю историю своего выпуска отечественные купюры печатались с портретами. Того же правила придерживаются при изготовлении знаков основных мировых валют. Показателен пример французского франка - последнего по времени выпуска новых купюр (1993-1994 г.г.), к тому же совершенного в стране, наиболее близкой России по своему трепетному отношению к национальному пантеону. 20Ffr - Дебюсси, 50Ffr - Экзюпери, 100Ffr - Делакруа, 200Ffr - Монтескье, 500Ffr - супруги Кюри.

Тот же ряд: писатели, композиторы, художники, ученые - на марках ФРГ, швейцарских франках, итальянских лирах. Портреты политических деятелей на банкнотах либеральных стран крайне редки. Исключение - доллары США (отцы-основатели и Линкольн), видимо, иллюстрирующие известное убеждение, что это государство всегда было равно самому себе. Прочие страны справедливо считают государственных мужей фигурами слишком небесспорными для изображения на деньгах, воплощающих универсальность всеобщего эквивалента. К бурной российской истории это обстоятельство также вполне относится. Другое исключение - по другой причине. С одной стороны с банкнотов ряда стран - конституционных монархий смотрят лики ныне здравствующих Их Величеств - любимых всеми абсолютных символов, чья деятельность бесспорна по причине своей номинальности. На английских фунтах с одной стороны всех банкнот Елизавета, с другой - Диккенс от писателей, Фарадей от ученых и т.д.

Очевидно, на российских рублях должно быть по два портрета. Российский пантеон велик. Существует традиция самой читающей страны с давними гуманитарными приоритетами и особым отношением к духовным ценностям. Кроме того, есть авторитеты, сложившиеся в советский период и фигуры, лишь сейчас занимающие положенное место. Следует учитывать и то, что в отечественном и западном общественных сознаниях условные списки "знаменитые великие русские" состоят не из одних и тех же фамилий.

Подходя серьезно, стоит принимать во внимание все эти обстоятельства и тогда становится невозможным обойтись пятью-шестью персонажами. Из-за хрестоматийного характера всеобщего среднего образования любые рассуждения на тему "кто достоин" имеют зачином "на деньгах должны быть, во-первых, Пушкин и Толстой, потому что без них нельзя". А это уже почти половина "шестичленного" списка.

Литературных пар неизбежно получается две. Вообще, уместно следовать отраслевому принципу: кроме логики подбора пар он дает ощущение исчерпывающей инвентаризации - все главные сферы человеческой деятельности отражены.

Разумеется, используются самые канонические портреты персонажей. Соответствующий фон иллюстрирует существенные российские феномены. Современной технологией воспроизводится техника гравюры по металлу: волоски, крупный растр и т.п.

Следует вернуть надписи "Государственный казначейский билет", "обеспечивается золотом и другими активами Центрального банка России" и факсимиле председателя Центробанка.

При составлении списка имелось в виду проведение деноминации и возврат к структуре "бумажной денежной массы" советского периода (см. врезку).

Если же существующий масштаб (все ассигнации - тысячи) будет сохранен, то при использовании тех же традиционных цветов может быть пять (как сейчас) или шесть банкнот (при введении двухсоттысячной купюры - "запас" на инфляцию, да и сегодня уже оправдано существование крупнейшего национального банкнота, эквивалентного 40$).

Представляется, что сюжеты, составляющие основу изображений на ассигнациях, охватывают разнообразие самых значительных проявлений русскости: обе столицы, Волга, Отечественная война, провинция, водка, балет, космос.

Нуждается в пояснении выбор ряда персонажей. Гоголь - кроме всего прочего - как русский классик-украинец символизирует двуединство народов-сиамских близнецов. Менделеев, в отличие от "главного ученого" Ломоносова - обладатель бесспорного приоритета: его Периодическая система служит единственным в мире химическим классификатором. К тому же заманчиво отразить важнейшее прикладное открытие Менделеева: оптимальную крепость - 40 градусов, ориентир при выпуске водки в любой стране.

Широко и абсолютно бесспорными фигурами представлен советский период: Шостакович - самый исполняемый классический композитор XX века, Гагарин - народный герой и всемирный первопроходец, великая балерина Уланова, Яшин - лучший вратарь в истории футбола, неизменно включаемый в символическую сборную "всех времен и народов". Оборотная сторона "спортивной ассигнации" отдана другой популярнейшей игре - шахматам, в которых СССР и Россия лидируют последние полвека. Александр Алехин - единственный непобежденный чемпион мира, один из двух шахматистов (второй - обыгранный им Капабланка), которых принято называть гениальными. Алехин и Шаляпин представляют русское зарубежье.

Малевич - отец русского и мирового авангарда, изменивший своим "Черным квадратом" все последующее развитие искусства - может показаться самой дебатируемой персоной. Но, во-первых, он отчасти "уравновешивается" Репиным, нарицательным отечественным живописцем. Во-вторых, сведение русского искусства к одному лишь реальному реализму (второй на ассигнации, например, Суриков, или Левитан, или Перов и т.п.) - упрощение даже для денег. В-третьих, не следует преувеличивать риск возможного отторжения: за последние годы СМИ приучили даже самую широкую публику к существованию искусства, в котором "все не как в жизни". В-четвертых, стоит вернуться к исходной задаче.

Реализуем мы современный (97 года) проект или хотим воплотить лишь самые расхожие представления "кто должен быть"? Но это будут представления советского массового сознания. Получится список даже не хрестоматийный, а из учебника "Родная речь". Проще простого: Пушкин - Толстой - Репин - Чайковский - Гагарин. Потом из геополитических соображений впишем Гоголя, опять сделав его "членом Политбюро".

Целостного российского массового сознания еще нет, оно только складывается и закладывается - в том числе и будущими купюрами. От них тоже зависит постсоветский список обязательной классики. Прибавим еще один параграф к традиционным вариациям: дензнак в России больше, чем дензнак.


Журнал "Деньги", No 32, 1996 г.