СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПОСОБИЯ ИЛИ ТЕНЬ ТЕНИ. ("Физика 9 и 11: экзаменационные вопросы и ответы"; автор-составитель Л.В. Гришина, АСТ-ПРЕСС, Москва, 1999) Среди современной учебной литературы есть пособия самых разных жанров. Некоторые из них, на мой взгляд, можно сравнить с произведениями эпохи схоластики. Напомним: что тогда нормальным считалось сводить практически всю философскую деятельность к переписыванию или, максимум, комментированию наследия, оставшегося от прошлых, более творческих времен. В учебной литературе также есть огромный класс пособий, представляющих собой просто некоторые компилляции из других, более "классических" книг и задачников. Необходимость такой литературы достаточно спорна. Собственно классичекие учебники (Ландсберг, например) являются в некотором смысле "тенями Большой физики". Компилляции, таким образом, являются тенью тени. С другой стороны, всегда находятся люди, которым подобные книги оказываются полезными. Попробуем разобраться кто же эти люди. Достаточно очевидно, что опытному учителю подобное пособие по подготовке к экзаменам по-большому счету не нужно. Такой учитель сам способен его создать, и в некотором смысле и создает в процессе подготовки своих учеников к экзаменам. Ученикам, которыи повезло с преподавателям, очевидно такое пособие также не нужно, т.к., если они не ленились, то учитель подготовит их лучше чем это сможет любая "тень тени". Неопытным учителям вряд ли стоит бросаться к таким книгам, иначе они в категорию опытных никогда не перейдут, нужно обращаться к первоисточникам. Остаются, следовательно, не очень старательные ученики не очень старательных (или неопытных) учителей. Учитывая, что в этом году всем 11-м классам сдавать физику, "тень тени" найдет своего читателя. Таким образом, мы немного разобрались в том общем, что связывает книги обсуждаемого жанра, и переходим собственно к изданию "Физика 9 и 11". Автор-составитель (приятно, что используется именно этот термин, что адекватно отражает суть происходящего) адресовала книгу и 9-м, и 11-м классам. Вряд ли в полной мере с этим можно согласиться, скорее это все-таки книга для 11-х классов (что в этом году, повторюсь, особенно актуально). На 220 страницах рассмотрены ответы на вопросы по всему курсу физики (специального деления на 9 и 11 классы нет), плюс к этому приведены задачи, типовые варианты вступительных экзаменов (имеются в виду письменный экзамен, состоящий из задач), различные справочные материалы и краткие советы психолога. Все задачи снабжены ответами. Кроме этого присутствует список рекомендованной (использовавшейся автором при составлении?) литературы. Все это позволяет говорить о довольно удачном планировании пособия. Качественно книга соответствует своим целям, т.е. позволяет "пробежаться" по всему курсу физики и порешать задачи, поэтому обратимся сразу к недостатком книги, обойдя молчанием некоторые достоинства. Научное, техническое и литературное редактирование было осуществлено "Инфорком-пресс", однако книга изобилует опечатками. В основном они носят непринципиальный характер, но учитывая, что основной ее читатель отнюдь не гениальный ученик (таким она просто ненужна), и даже просто ученик, плохо знающий физику и не желающий по "классическим" пособиям тщательно подготовиться к экзамену, даже такие опечатки могут сбить с толку, особенно при банальном списывании. Еще больше может навредить таким читателям самый существенный, на мой взгляд, недостаток пособия. Автор-составитель преднамеренно стремится упрощать объяснения, понимая, что потенциальный пользователь не заинтересован в детальном объяснении тонкостей. Дословное вопроизведение написанного ответа в подавляющем большинстве случаев приведет ученика к успеху, но вряд ли можно расчитывать, что ученик не упростит ответ дальше, и тут уже возможна катастрофа. Тень от "тени тени" может оказаться мало похожей на сам отбрасывающий тень предмет. В погоне за упрощениями автор-составитель все-таки иногда сильно искажает истину, и уточняющие вопросы экзаменатора могут поставить школьника в тупик. Не вся книга написана ровно. Некоторые части, как например "Закон всемирного тяготения", изложены неудачно. Кроме этого присутствуют типичные для компилляций недостактки: мы живем в изменяющемся мире, и некоторые переписанные формулировки выглядят уже неудачно. В итоге, можно сказать, что книга безусловно может помочь школьникам, которым грядущий экзамен по физике преставляется кошмаром, который нужно как-то пережить и забыть навсегда. Всем прочим советуем обратиться к более серьезной литературе. Читатель у книг такого типа пока находится в большом количестве, но хочется, чтобы таких книг все-таки стало бы меньше, именно потому что исчезли бы люди в них нуждающиеся. канд. физ-мат наук Попов С.Б. ГАИШ МГУ, школа N548