Обозрение Сергея Попова |
27.09.2007. Естественные науки в общем образовании
Обсуждение ряда вопросов, например, чему детей учить в школе, часто
упирается в спор "физиков и лириков", в противопоставление
естественно-научной и гуманитарной составляющих образования. Отрывки,
приводимые ниже, порождены одним из споров о роли естественно-научной
составляющей в школьном образовании.
Есть много причин, из-за которых многие современные люди оказываются или достаточно отрицательно настроены по отношению к современному научному подходу, или ставят его на одну плоскость с "мифологическим" и тп. подходами. В ряду многих выделим некоторые.
1. Потребность в чуде.
2. Современная наука стала слишком сложной.
3. Протест
В итоге, в самом деле требуется существенная активность, ставящая своей
целью не столько собственно пиар науки, сколько прояснение ситуации,
поскольку некоторые "антинаучные" моменты основаны на недоразумении, на
недостаточном понимании происходящего. Всему можно найти свое место, важно
только не смешивать разные понятия.
При обсуждении роли естественно-научной составляющей в общем образовании важен вопрос о том, что мы ставим целью в относительно короткой перспективе (везде речь об образовании в России, т.е. не обсуждается какой-то универсальный рецепт, более того, подразумевается существование "внешнего мира"). Цель будет существенно определять выбор образовательной модели.
а) "Массовый образ мыслей".
б) Наличие топ-ученых.
в) Наукоемкие разработки и особо наукоемкое производство
г) Наукоемкое массовое производство (типа Китая)
Разумной целью (с точки зрения ее осмысленности и реализуемости) был бы пункт в) с добавлением по возможности б) и а) (именно в таком порядке, поскольку в современном обществе наличие наукоемких разработок и производства вызывает потребность в получении нового фундаментального знания, а вместе они вызывают общественный интерес и заинтересованность). Т.е., целями являются: современная постиндустриальная экономика и функционирующая на приемлемом уровне фундаментальная наука, плюс задачи обеспечения их устойчивого развития за счет собственных ресурсов (последнее требует и массового понимания целей и методов науки, и получения собственных фундаментальных научных результатов самого высокого уровня).
Кроме того, есть долгосрочная перспектива, в которой, на мой взгляд,
разумной альтернативы обществу, функционирующему на основе
естественно-научных знаний, просто нет (см. ниже).
Мотивация.По сути, в спорах о роли естественно-научных дисциплин в общем образовании речь идет о мотивации: зачем это все нужно? Хорошее образование невозможно без достаточной мотивации у учеников и их ближайшего окружения. Мотивация, видимо, должна поддерживаться некоторой информационной политикой со стороны общества. Соответственно, нужен некоторый набор аргументов в пользу естественно-научного (и любого другого) образования. Аргументы в пользу активного преподавания естественно-научных дисциплин в общеобразовательной школе надо регулярно пересматривать и по возможности совершенствовать, поскольку меняется ситуация в обществе. К ряду хорошо известных и часто повторяемых соображений, возможно, стоит добавить следующие.
1. Глобальная цель
2. Возможность неоднократного выбора.
3. Научный метод как эффективный инструмент.
Человек, владеющий научным методом, как правило является вполне востребованным специалистом и вне области своей специализации (заметьте, не просто "выпускник" или "ученый", а именно "человек владеющий"!). Известно, что в нашей стране (и не только) выпускники физико-математических специальностей хороших ВУЗов очень часто востребованы в самых разных областях, далеких от физики и математики. Связано это, на мой взгляд, во многом с тем, что они овладели (если овладели) определенным навыком к подходу к задачам, к их решению, к демонстрации правильности решения и тп. Т.о., опять-таки, можно говорить об очень личной мотивации для получения хорошего естественно-научного образования.
4. Разнообразие.
Для иллюстрации личной мотивации, связанной с пунктами 3 и 4 можно привести такой пример. Человек, обладающий достаточно широким набором знаний плюс умением этим знанием оперировать, с большей вероятностью сможет начать собственное дело, особенно в какой-то новой области. С учетом развития технологий наиболее вероятно, что именно естественно-научные знания помогут найти возможность начать выгодное предприятие. Разумеется, тому есть много примеров в странах с развитой наукоемкой экономикой.
5. Жизнь в рыночной высокотехнологической экономике
6. Здоровье
7. Обязанности человека в современном обществе
а) Многие решения все-таки требуют именно наличия естественно-научных
знаний, поскольку мы живем в постиндустриальном обществе.
Разумеется, многое, на что претендует естественно-научное образование, в принципе достижимо и другими методами. Например, можно говорить о введение в качестве обязательного школьного предмета шахмат (или другой аналогичной игры). также можно говорить о том, что многое (особенно в области метода) можно прекрасно продемонстрировать в рамках преподавания гуманитарных наук или математики. Все это верно. Но, во-первых, есть достаточно много аспектов, уникальных именно для естественно-научного образования (в первую очередь речь идет о конкретных знаниях, об экспериментальных методах и связанной с ними верификации и фальсифицируемости). Во-вторых, благодаря продолжающемуся научно-техническому развитию естественно-научное направление обладает возможность давать яркие,наглядные, актуальные иллюстрации описываемых понятий. Это очень важный момент при преподавании! Важно помнить, что в принципе объем знаний, который можно дать в рамках школьного образования, количество часов, отводимых для занятий и тп. - ограничены. Поэтому важно найти разумный баланс между различными подходами, выстроив предварительно некоторую иерархию ценностей. Разумеется, базовое школьное образование должно включать в себя и естественно-научную составляющую, и гуманитарные науки, и языки, и владение компьютером, и, разумеется, основы межличностных отношений (нравственное воспитание). В советской школе, возможно, существовал некоторый "перегиб" в сторону высокой доли математического и естественно-научного образования. (о недостатках, связанных с навязывание "единственно верного учения", ввиду их очевидности, можно и не говорить). К сожалению, невозможно на массовом уровне добавить к объему естественно-научных знаний, дававшемуся советской школой, добавить полноценные курсы по работе с компьютером, нормальное преподавание иностранных языков и тд, и тп. Невозможно просто по причине нехватки времени. Значит нужно искать новый "баланс интересов". Необходимый минимум преподавания каждой составляющей зависит от целей. Наверное, к основным, говоря о естественно-научной части программы, стоит отнести такие:
1. Возможность углубления знаний на следующих уровнях обучения
Т.е., образование должно обепечивать некоторое "равенство возможностей" для развития разных талантов, обеспечивать багажом навыков и знаний, для полноценной жизни в обществе, и, о чем иногда забывают, обеспечивать некоторый минимум знаний и навыков, дающие человеку возможность выполнять его гражданские обязанности (образование имеет и функцию защиты общества от появления в нем критически большой группы лиц, способных его разрушить). |
|