[AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет
 

Современная русская мысль

next up previous
Next: III.

Богословие Up: II. Ступени нигилистической Previous: 3. Витализм

4. Нигилизм разрушения

Здесь, наконец, мы встречаемся с нигилизмом практически в "чистом виде", нигилизмом, чья ярость против творения и цивилизации не может быть удовлетворена до тех пор, пока не сведет их к абсолютному ничто. Нигилизм разрушения, как никакая другая форма нигилизма, характерен именно для нашего века. Разрушение существовало в довольно широком масштабе и прежде, и раньше были люди, "прославившиеся" разрушением, но никогда еще не возникало учения и продуманного замысла разрушения, никогда человеческий разум так себя не коверкал, ища оправдания этому явно сатанинскому делу и пытаясь даже создать программу его исполнения.

Даже у самых сдержанных нигилистов можно было заметить четкие следы проповеди разрушения. Так, реалист Базаров в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" заявлял, что в обществе нет ни одного института, который не следовало бы разрушить. Ниц-ше писал: "Кто хочет творить, должен сначала разрушить, сокрушить общепринятые ценности". Манифест футуристов, находившихся в одинаковой степени близости как с чистым нигилизмом, так и с витализмом, воспевал войну и "разрушающую руку анархиста". Большинство реалистов и виталистов не скрывали, что их целью является разрушение старого порядка и упразднение Абсолютной Истины.

Однако в чистом нигилизме то, что некогда было только прологом, становится самоцелью. Следующая фраза Ницше содержит основной принцип всякого нигилизма и оправдание прежде всего нигилизма разрушения: "Нет Истины, все дозволено" (Цитируется в Karl Jaspers, Nietzche and Christianity, Henry Regnery Company, 1961, (Gateway Edition), p.83.). Однако чрезвычайные последствия этой аксиомы были осознаны еще до Ницше. Макс Штирнер, с которым мы еще встретимся в следующей главе (Эта глава должна была быть об анархизме (см. в конце этой книги план труда "Царство Божие и царство человеческое") - ред.). объявил войну против всякого критерия и всякого принципа, противопоставляя свое "я" всему миру и победно смеясь над "гробом человечества", хотя пока еще он делал это только в теории. Сергей Нечаев осуществил эту теорию на практике, да столь успешно, что до сих пор он представляется неким мифом, если не демоном из глубин самого ада. Его жизнь была исполнена безграничной жестокости и безнравственности, проявляемыми для "пользы революции". Он послужил прототипом Петра Верховенского в "Бесах" Достоевского, романе, блестяще отразившем сознание крайнего нигилиста (книга полна представителей этого типа сознания), что кажется невероятным, что человек, его написавший, не испытал на себе дурмана нигилизма.

Михаил Бакунин, некоторое время находившийся под влиянием Нечаева, но затем увидевший, что последовательная практика нигилизма существенно отличается от его теоретического изложения, еще находясь под этим влиянием, написал "Катехизис революционера", леденящую душу апологию нечаевизма, где заявлял: "Наша цель - ужасное, полное, неумолимое и всеобщее разрушение". Такое мироощущение слишком типично для Бакунина, чтобы приписать его сиюминутному увлечению. Он закончил свою "Революцию в Германии", написанную еще до того, как родился Нечаев, следующим знаменитым призывом: "Возложим наше упование на вечный дух, разрушающий и уничтожающий, потому что он есть скрытый и вечно творящий источник всякой жизни. Страсть к разрушению есть страсть творческая!" Здесь витализм переплетается со стремлением к разрушению, но в конце концов побеждает последнее. Когда Бакунина спросили, что бы он сделал, если бы новый порядок его фантазий стал реальностью, он честно ответил: "Тогда я стал бы разрушать все, что создал" (Цитируется в E.H.Carr, Michael Bakunin, р.440).

Именно в духе Нечаева и "Катехизиса революционера" нигилистические убийцы - в ту пору их называли "анархистами", но у нас этот термин имеет несколько иное, более положительное, значение - с их "пропагандой действием" терроризировали правящие классы, да и не только их, в Европе, а особенно в России последней четверти XIX века. В том же духе Ленин, восхищавшийся Нечаевым, начал свое жестокое правление, этот первый в Европе удавшийся -опыт абсолютно беспринципной политики. Страсть к насилию, оторванная от революции, которая ее рационализировала, вовлекла Европу в 1914 году в первую из ее нигилистических войн и одновременно в другой области, в дадаистском искусстве, провозгласила: "Сметем все", "пусть не останется ничего, ничего, ничего". Однако только Гитлер со всей полнотой раскрыл природу и цели чистой "революции нигилизма", революции, сведенной к нигилистической альтернативе: Weltmacht oder Niedergang - мировое господство или тотальное разрушение; революции, чей лидер мог ликовать - даже еще не придя к власти -как ликовал бы Штирнер, говоря: "Нас можно уничтожить, но тогда мы унесем с собой целый мир - мир в огне" (Цитируется в Rauschning, op.cit., р.5).

Это, конечно, крайние проявления и их соответствующим образом и следует рассматривать: лишь немногие были способны на такой "чистый" нигилизм, и они не принадлежат к основному течению современной истории, но скорее - к ее побочным явлениям, - и подвергаются осуждению со стороны других, не столь крайних, нигилистов. Впрочем, их пример все равно представляется поучительным, и было бы ошибкой отказываться от него как от преувеличения или пародии. Далее мы убедимся, что разрушение является неотъемлемой частью программы нигилизма и наиболее четко выражает то преклонение перед Ничем, которое составляет основу нигилистического "богословия". Нигилизм разрушения - не преувеличение, но наиболее полное воплощение глубочайшей задачи всего нигилизма в целом. В нем нигилизм принимает самую ужасную, но самую истинную свою форму, в нем Ничто снимает с себя все маски и предстает во всей своей наготе.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский уподоблял душу человека глазу, который поражен грехом и не способен видеть духовное солнце (См. "Моя жизнь во Христе"; Jordanville, New York, Holy Trinity Monastery 1957, Vol. I, p. 178). Тем же образом можно воспользоваться, характеризуя развитие нигилистической болезни, которая есть ничто иное, как изощренная маска греха. Каждый православный знает.



next up previous
Next: III.

Богословие Up: II. Ступени нигилистической Previous: 3. Витализм

Русский переплет



Aport Ranker

Lipunov V.M.
Sat Jan 9 14:41:03 MSK 1999